Топ-12 промптов для объяснения сложных научных концепций простыми словами

12 промптов для объяснения сложных научных концепций простыми словами

Задумываетесь, как объяснить науку простыми словами? Откройте для себя 12 промптов, которые сделают сложные концепции легкими и увлекательными!

Топ-12 промптов для объяснения сложных научных концепций простыми словами

Наука может быть сексуальной, когда её понимаешь. Проблема в том, что большинство научных объяснений звучат как инструкция к сборке шкафа из ИКЕА на финском языке. Мы собрали 12 убойных промптов, которые превратят любую научную абракадабру в понятный текст — с ними объяснить квантовую физику можно даже пятилетке.

Зачем это вообще нужно?

Умение объяснять сложное простыми словами — это суперспособность. Когда ты можешь рассказать о теории относительности без формул и заумных терминов, происходят настоящие чудеса:

Люди реально начинают понимать науку, а не просто кивать с умным видом. Информация прилипает к мозгу и остаётся там надолго. У людей загораются глаза: «Так вот оно что! А я всю жизнь думал, что это какая-то магия». Общий уровень научной грамотности растёт, и мир становится чуточку лучше.

Топ-12 промптов, которые работают

1. Объяснялка для пятилетки

Я хочу объяснить научную концепцию людям без специальных знаний. Представь, что ты разговариваешь с умным пятилетним ребёнком. Используй только самые простые слова, знакомые понятия из повседневной жизни и яркие аналогии. Не используй профессиональную терминологию. Объяснение должно быть наглядным и увлекательным, с 2-3 конкретными примерами из обычной жизни. Начни с фразы «Представь, что…» и построй объяснение вокруг одной центральной метафоры, которую легко визуализировать.

2. Визуальная метафора для застревания в памяти

Создай мощную визуальную метафору для объяснения научной концепции. Метафора должна быть: 1) основана на предметах или явлениях, знакомых абсолютно каждому; 2) точно отражать ключевые аспекты концепции; 3) легко представляемой в воображении. Детально опиши эту метафору в 3-5 абзацах, объясняя, как именно каждый элемент метафоры соотносится с элементами научной концепции. Включи 1-2 возможных вопроса, которые могут возникнуть у слушателя, и ответы на них через твою метафору.

3. Пошаговая инструкция для понимания

Разбей научную концепцию на 5-7 последовательных логических шагов, как если бы ты объяснял, как приготовить блюдо или собрать мебель. Каждый шаг должен естественно вытекать из предыдущего. Для каждого шага: 1) дай ему понятное название из 3-5 слов; 2) объясни суть в одном коротком абзаце; 3) приведи конкретный пример или аналогию из повседневной жизни; 4) объясни, почему этот шаг важен для понимания всей концепции. Используй простые предложения и разговорный стиль. Избегай профессионального жаргона и сложных терминов.

4. Сравнение с тем, что все знают

Сравни научную концепцию с хорошо знакомым явлением или предметом — например, приготовлением еды, вождением автомобиля, популярной игрой или спортом. Опиши, как минимум, 3 конкретных сходства и 2 важных различия между ними. Для каждого сходства и различия объясни, почему оно важно для понимания научной концепции. Заверши сравнение коротким абзацем, объясняющим, чем именно это сравнение помогает понять суть концепции.

5. История открытия как детективный сюжет

Расскажи историю открытия научной концепции в формате увлекательного рассказа с элементами детектива или приключения. Структура должна включать: 1) главного героя-ученого и его мотивацию; 2) проблему или загадку, которую он пытался решить; 3) препятствия и ложные пути; 4) момент озарения; 5) подтверждение теории и её значение. Используй диалоги, эмоциональные реакции и описания обстановки, чтобы оживить историю. Все научные факты должны быть точными, но представленными драматично и захватывающе. Объем: 4-6 абзацев.

С такими промптами вы сможете превратить даже самую запутанную научную хрень в простые и понятные объяснения. Чтобы узнать больше и попробовать бесплатную нейросеть для студентов, посетите Kampus AI!

Каталог нейросетей для студентов.

Скидка 200р. на любую студенческую работу

6. Вопросы и ответы для самых любопытных

Составь 5-7 самых естественных вопросов, которые задал бы любознательный человек без специальных знаний о научной концепции. Вопросы должны идти от простых к сложным, от общих к конкретным. Для каждого вопроса: 1) дай краткий, ясный ответ в 2-3 предложения; 2) затем расширь ответ одним конкретным примером или аналогией; 3) заверши фразой, которая связывает этот ответ со следующим вопросом. Избегай технических терминов. Если без термина не обойтись, объясни его значение в скобках простыми словами.

7. Практическое применение в реальной жизни

Опиши 3-5 конкретных примеров того, как научная концепция влияет на повседневную жизнь обычного человека. Каждый пример должен быть: 1) конкретным, а не абстрактным (например, «как это работает в твоем смартфоне», а не «как это используется в электронике»); 2) лично значимым для читателя; 3) удивительным или неожиданным. Для каждого примера объясни не только сам факт применения, но и механизм, как именно научная концепция там работает. Используй формат «Это в твоей жизни, когда…» и заверши каждый пример прямым обращением к читателю: «И да, каждый раз, когда ты [делаешь что-то], ты на самом деле взаимодействуешь с [научной концепцией]».

8. Аналогия из любимого сериала или фильма

Объясни научную концепцию, проводя подробную аналогию с сюжетом, персонажами или сценой из популярного фильма/сериала/игры — укажи конкретное произведение или позволь ИИ выбрать самое подходящее. Объяснение должно включать: 1) краткое напоминание о релевантном сюжете или сцене; 2) четкое сопоставление элементов научной концепции с элементами произведения; 3) описание, почему эта аналогия работает; 4) обсуждение пределовanalogии — где она перестает быть точной. Используй фразы типа «Помнишь ту сцену, где…» и «Это очень похоже на то, как в научной концепции…». Пиши увлекательно, с отсылками, понятными фанатам.

9. Упрощенная схема на салфетке

Опиши простую схему или диаграмму для объяснения научной концепции, которую можно было бы нарисовать за минуту на салфетке в кафе. Схема должна содержать не более 5-7 элементов и использовать только базовые формы (круги, стрелки, линии). Для каждого элемента схемы: 1) объясни, что он представляет; 2) почему он расположен именно так; 3) как он взаимодействует с другими элементами. Заверши объяснением, почему именно такая визуализация лучше всего передает суть концепции. Используй слова, описывающие пространственные отношения: «справа», «под», «соединяется с» и т.д.

10. Мысленный эксперимент для интуитивного понимания

Разработай оригинальный мысленный эксперимент для объяснения научной концепции. Эксперимент должен: 1) не требовать специальных знаний; 2) быть выполнимым в воображении без специального оборудования; 3) демонстрировать ключевой принцип или парадокс концепции; 4) вызывать «ага-момент» понимания. Опиши эксперимент как прямое обращение к читателю: «Представь, что ты…», «Теперь подумай, что произойдет, если…». Проводи читателя через эксперимент шаг за шагом, задавая вопросы и предлагая поразмышлять над определенными моментами. Заверши четким объяснением связи между выводами из эксперимента и сутью научной концепции.

11. Объяснение от противного

Объясни научную концепцию, сначала перечислив 3-5 распространенных заблуждений о ней. Для каждого заблуждения: 1) сформулируй его в виде утверждения, которое может показаться логичным; 2) объясни, почему оно неверно; 3) противопоставь правильное понимание. Используй структуру «Многие думают, что… На самом деле… И вот почему это важно…». После разбора всех заблуждений, сформулируй позитивное определение концепции, которое опирается на уже обсужденные моменты. Завершающий абзац должен связать все опровергнутые заблуждения в единую правильную картину.

12. Интерактивный сценарий «Что, если…»

Создай интерактивный мысленный сценарий, где читатель может «поиграть» с научной концепцией. Сценарий должен содержать: 1) исходную ситуацию, которую легко представить; 2) серию из 3-5 развилок с вариантами «что произойдет, если…»; 3) объяснение результатов каждого выбора с точки зрения научной концепции. Используй прямые обращения к читателю, вопросы и повелительное наклонение: «Представь…», «Что ты выберешь?», «Теперь измени…». Для каждой развилки объясняй, как выбор соотносится с научными принципами. Завершающая часть должна обобщить, что читатель узнал о концепции через этот интерактивный опыт.

Как выжать максимум из этих промптов

С этими промптами вы сможете превратить даже самую запутанную научную хрень в простые и понятные объяснения. Если вам нужна помощь с написанием учебных работ, вы можете обратиться к сервису Автор24 — там студенты могут заказать любые работы от рефератов до дипломов. Пробуйте, объясняйте, делитесь знаниями!

Previous Article

ТОП-10 промптов для безошибочного оформления библиографии по ГОСТу 2025 года

Next Article

ТОП-8 промптов для создания идеальных учебных конспектов в ChatGPT и Яндекс GPT

Написать комментарий

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *